КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 06.10.98. 
КИНО: "Крылья" (просмотровый зал №2). 

На пятой паре мы смотрели "Крылья" Ларисы Шепитько. Должен сразу сказать, что автор сценария — Наталья Борисовна Рязанцева (при участии Владимира Ежова) — ведет у нас мастерство (с мастером нам повезло), поэтому некоторой объективности, возможно, будет не хватать. 

При всех внешних признаках женского кино (женщина-автор сценария, женщина-режиссер, женщина-герой, а единственный настоящий мужчина давно умер и появляется только в воспоминаниях) картина не влезает в "половые" рамки, вызывая одинаковые чувства у представителей противоположных sex-ов. Героиня (замечательная актриса Майя Булгакова), послевоенный советский вариант business-woman, все силы отдает работе. Когда-то она была пилотом бомбардировщика ("мы все к земле прикованы туманом"), а теперь директорствует (активно) в стройучилище. Молодая дочь игнорирует маму и не желает ее знакомить с мужем — не потому что плохая, просто так получается. Подчиненные пэтэушники по мере сил портят своей директрисе кровь — не потому что злые, а возраст такой. Героиня вспоминает военные годы и любимого человека, тоже летчика, погибшего у нее на глазах в воздушном бою. Ей одиноко. Ей хочется летать. Что она и. 

Сергей Кузнецов, кинокритик, говорил мне, что Ларс фон Триер, снимая "Рассекая волны", хотел сделать трагедию без отрицательных персонажей. "Крылья" очень точно подходят под это определение. Среди героев нет "плохишей". Даже те, кто совершает, вроде бы, плохие поступки, руководствуются хорошими (действительно хорошими, без шуток) намерениями. Пример — главное действующее лицо. Ругая дочь (безусловно, желая помочь ей), она находит самые больные места, чтобы ударить. Отчитывая провинившегося ученика, она выбирает наиболее уязвимое место. Дочь без слов выходит за дверь. Ученик говорит: "Я вас ненавижу." 

Фильм черно-белый. Майя Булгакова ходит в строгих костюмах. В одном кадре лежит на пляже в купальнике. Фильм сразу после создания оказался на полке, и проторчал там 20 лет. Наталья Борисовна сказала, что бывшие военные летчицы возмутились: у нас, дескать, все по-другому. Мы не такие, мы живем весело и дружно. Потрясающая картина. 

ЛЮДИ: Вова Стамбула, Сережа Петров, Вадим Рутковский. 

Вова Стамбула описывал посмотренных накануне "Бешеных псов" примерно так: "Фильм чисто про гангстеров. Они друг друга как бы и не знают. Им дают клички, и они идут на дело. У них там пуль очень много. Один настолько влюбляется в другого... ну, сдруживается, в смысле. Оканчивается все не по-голливудски." 

Сережа Петров с режиссуры документального кино снял нападение гитары на человека (обещал показать) и собирается снимать закулисную жизнь Дворянского собрания, что рядом с "Кропоткинской". 

Соседи по общаге играют в жизни важные роли. В качестве д/з Тихон Корнев сделал интервью со своим room-mate, Вадимом Рутковским (киновед). Вадим любит смотреть порно, хочет заполучить тапочки в виде зайцев для обретения дополнительного уюта и обожает маленьких детей. Тихон детей не любит, тапочек, судя по всему, тоже не желает. Насчет порнухи неизвестно. В личном комментарии Вадим признался, что порно он предпочитает детское.