|
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 08.10.98. |
КИНО: "Двенадцать разгневанных мужчин" (300-я аудитория), "Доспехи
бога. Операция "Кондор"-2" (НТВ).
В прошлом театральный режиссер Сидни Люмет экранизировал пьесу Реджинальда Роуза — получились "Двенадцать разгневанных мужчин" (фильм показывали нам сегодня на теории кинодраматургии). Тем не менее, при таких могучих театральных корнях все суперкинематографично — в частности, из-за великолепной операторской работы (операторствовал Борис Кауфман, уехавший в Америку брат Дзиги Вертова). Сюжет: двенадцать присяжных обсуждают, виновен или не виновен подсудимый юноша в убийстве своего отца. Для принятия решения необходимо согласие/несогласие всех присутствующих. Сказать not guilty осмеливается сначала только один — в итоге жюри единогласно выносит оправдательное решение. Все двенадцать персонажей индивидуальны: брутальный радикал, бросающийся с кулаками защищать свое мнение (восхитительный мордатый актер); его противоположность, вдумчивый, вроде бы мягкий, но жестко отстаивающий свою точку зрения интеллектуал; аккуратный организатор, следящий за течением процесса, но почти не влезающий в суть спора; юный, пугливый ботан-очкарик; мудрый старик; бейсбольный болельщик-пофигист, которому вообще поскорее бы уйти; борец за чистоту нравов и другие. Характер каждого подчеркивается, расширяется какими-то деталями. Каждый высказывает свою точку зрения; кто-то оспаривает ее; неожиданно вступают другие присяжные; кто-то сомневается в показаниях свидетелей; кто-то принимает все слишком близко. Второй после персонажей достаток картины — абсолютно бриллиантовые диалоги. Очень яркие параллельные линии прослеживаются между фильмом Люмета и книгой Владимира Маканина "Стол покрытый сукном и с графином посередине". Кстати, из двенадцати мужчин по-настоящему разгневано только человека четыре — остальные более-менее сохраняют спокойствие. Единственное не совсем так: в картине присяжные фактически проводят свое собственное расследование: разглядывают улики, обсуждают алиби, даже проводят нечто вроде следственного эксперимента, и находят массу неувязок. Куда в таком случае смотрела милиция, не совсем понятно. Второй посмотренный мной за сегодня фильм — "Доспехи бога. Операция "Кондор"-2" с Джеки Чаном. Может быть, это не лучший фильм Джеки, но все равно очень милый и забавный. Завязка в духе Индианы Джонса: главному герою надо отыскать спрятанную где-то в песках Сахары немецкую подземную базу, на которой со времен войны хранится невероятно много золота. Параллельно с Джеки Чаном за драгметаллом охотятся уцелевший нацист (в инвалидной коляске) и просто злобный бандит (с обожженным лицом). У Джеки в помощниках три нужные (знают дорогу и дверной код), но крайне обузные (в конце активируют самоуничтожение базы) тетки. Авторы картины явно вдохновлялись "Белым солнцем пустыни": как и красноармеец Сухов, Джеки путешествует по пустыне с гаремом. Много смешных драк и тонна сложнейших акробатических трюков. Из всех сокровищ базы путешественникам удается утащить только один слиток, и тот потом выкидывают. Я смотрел "Операцию "Кондор"-2" в гостях у бабушки, и мой дядя так комментировал действия на экране телевизора: "Ой, глупые бабы! Смотри, что она сейчас сделает! Ох, тупая! Ну, дура!" Дядя видел фильм не в первый раз. ЛЮДИ: Джо Эстерхаз, Наташа Титаренко. Знаменитый Джо Эстерхаз, автор сценариев к "Основному инстинкту" и "Щепке" с Шерон Стоун, фильмам Showgirls Пола Верхувена, Jade, Foreplay, Jagged Edge (все не знаю как переводятся) и многим другим, начал писать fiction еще в середине семидесятых. До этого он был gonzo-журналистом, продолжателем дела Хантера Томпсона и Тома Вульфа. Однажды Джо написал книгу ("Апокалипсис Чарли Симпсона"), и некто из Голливуда сказал, что она получилась really cinematic. С тех пор Эстерхаз взялся за сценарии. Два года он "трясся от страха каждое утро", но потом взял себя в руки и сделался крутым. Родители Джо из Венгрии; его папа известен на родине как автор кучи исторических романов; мама умерла от шизофрении. С текущей женой, Наоми Бакой, Эстерхаз познакомился на съемках "Щепки". История была такова: тогдашний муж Наоми, продюсер фильма Билл Макдональд, влюбился в Шерон Стоун и свою Баку, естественно, бросил. Джо с тогдашней женой Стеллой (до этого они прожили вместе 25 лет) поехал утешать Наоми на какой-то курорт. Через некоторое время Шерон отфутболила Билла, а Джо обнаружил, что влюбился в Наоми. Теперь они живут вместе. Эстерхаз любит создавать вокруг себя мифы. Еще до продажи сценария к "Основному инстинкту" (за рекордные тогда 3 миллиона долларов) он разругался с агентом Майком Овитцем, обвинив того в шантаже и угрозах "вышибить мозги". "Все относительно. Если бы я через девять месяцев не продал Basic Instinct, оказался бы прав Майк," — говорит Эстерхаз в интервью Entertainment Weekly, статья из которого была моим д/з по английскому. Наташа Титаренко заявила, что ей надоело учиться и она хочет обратно
в Новокузнецк и/или сброситься с Крымского моста. И это говорит единственный
человек на первом курсе, у которого уже взяли на экранизацию сценарий короткометражки.
|