|
БУДНИ ДРАМАТУРГА 12.03.99. |
ЛЮДИ Об инциденте с мастер-классом Никиты Михалкова вы наверняка прочтете (а скорее всего, уже давно прочитали) на главной странице Воловика.ком, а наши сценарные дела не такие интересные. Сегодня ваш покорный слуга хотел рассказать благодарным world wide-читателям о Кирилле Олюшкине, втором герое декабрьского «Октября». Где-то в каком-то литературном обозрении про Кирилла было сказано следующее: «талантливо и с чувством юмора». Сам он из Петрозаводска. Это многое объясняет. Цитировать эту фразу из «Сибирского цирюльника» стало почти так же модно, как год назад шутить на тему «Титаника», но в данном случае выражение к месту. Кирилл ходит в тельняшке. Носит бороду. Рыжую. Курносый. Ругается матом. Талантлив, как справедливо заметило приложение то ли к «Независимой», то ли к «Литературной газете». Ну где еще, кроме как в Петрозаводске, возьмутся такие люди? Там Кирилл поступил на филологический фак местного университета. Но ему это не совсем покатило, и он закончил еще какое-то ПТУ, где обучился профессии машиниста паровых котлов. Задолжав в карты (преферанс) кучу денег, Кирилл поступил на какой-то петрозавод, и некоторое время там проработал. Наконец, последовало переселение в Москву — сначала в Литинститут, потом во ВГИК. Так вот. А вообще-то Кирилл — загадочный человек, и у меня самого в связи с ним больше вопросов, чем ответов. КИНО «Долгая счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова Это единственный фильм, поставленный Геннадием Шпаликовым, автором сценариев к картинам «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича», собственноручно, т.е. в качестве режиссера. Геолог Виктор (Кирилл Лавров), оказывающийся по пути домой в неком провинциальном городке, встречает там девушку Лену (Инна Гулая). Между ними происходит, что называется, любовь с первого взгляда. Виктор обещает увезти Лену к себе домой, где их ждет долгая счастливая жизнь. В двух словах история выглядит так: приезжий геолог вешает лапшу на уши доверчивой провинциалке, чтобы скрасить «транзитную» ночь. Но на самом деле все гораздо сложнее — на то и Шпаликов. Обманывая Лену, Виктор сам верит собственным словам. Когда он говорит, что заберет ее с собой, то сам уверен в этом на все 100%. Когда он говорит, что любит ее, он действительно любит ее. Чтобы увидеться с ней, он преодолевает препятствие (почти по Митте) — пролезает через окно на «Вишневый сад» (в фильме использованы куски настоящего спектакля – еще одна черта режиссера Шпаликова). Но на следующий день все обстоит совершенно иначе. Это не Виктор становится подлецом (хотя поступает, конечно, подло) — меняются обстоятельства. Его утренние чувства уже совсем не такие, как вечерние (хотя секса у героев так и не произошло — интересно, это была изначальная идея фильма или дань законам советского кино?). Утро в очередной раз доказывает, что оно мудренее вечера. Это и извиняет Виктора и post factum оправдывает все его действия. Обманываясь, Лена (имена в картине, кажется, не произносятся ни разу — чтобы узнать, как зовут героев, мне пришлось заглянуть в сценарий) сама не верит собственным словам — это она произносит фразу, ставшую названием фильма. Она прекрасно понимает, что чудесный незнакомец, собравшийся — ну точь в точь как в сказке — увезти ее из опостылевшего города — нарушение всех жизненных правил. Виктор не может существовать, потому что не может существовать никогда. И когда наутро сказочный герой превращается в обычного хмурого, неразговорчивого, небритого (важная деталь) мужика, она внутренне готова к такому повороту событий. Уверен, героиня Инны Гулая ничуть не удивлятся (в кадре этого нет), когда герой Кирилла Лаврова уходит от нее, не попрощавшись. Счастливый финал, хэппи-энд, долгая счастливая жизнь этих персонажей была бы противоествественна, нереальна, лжива — поэтому ее не случилось. Фильм Шпаликова — поэтическое кино. Детали в «Долгой счастливой жизни»
важны так же, как и отношения Виктора и Лены. Девочка на качелях. Пикник.
Гитара. Пейзаж за окном автобуса. Гудки — пароходные, автомобильные; они
встречаются на всем протяжении «Долгой счастливой жизни». Лось. Солдаты
в кузове грузовика. «Вишневый сад». Зрители в зале. Пустое фойе театра.
Рояль. Ступеньки. Подушка — ей накрывается, чтобы уснуть, Виктор. Электробритва.
Сюрреалистическая утренняя гимнастика обитателей парохода-гостиницы. Водка.
Популярные песни. И, конечно же, последние несколько минут ленты — река,
корабли и девушка с аккордеоном. Это любовь, с ней рядом амур, крыльями
машет. И уж он-то не промажет, будьте уверены.
|