|
БУДНИ ДРАМАТУРГА 12.04.99. |
КИНО
«Безмозглые» Питера Джексона Вторая картина Джексона, попавшая в мой видеомагнитофон (немножко, по правде говоря, я посмотрел еще вчера), оказался ничуть не хуже первого. Еще больше крови (заметно повысился бюджет), еще больше отдельных человеческих фрагментов, плюс хичкоковско-фрейдистские мотивы. Если «Плохой вкус» мог бы быть творением братьев Фарелли, то «Безмозглые» (с названием полная путаница, причем как в русском переводе, что нормально, так и в оригинале: Braindead, Dead Alive, Splatters, какие-то там «Похождения кровавой мамочки» — ленту можно обнаружить под люьым из перечисленных названий, а то и еще под Бог знает каким) вполне подходят по духу и стилю братьям Коэнам — начинавшим, кстати, как раз с очень «кровавого» фильма. «Я новозеландский зоолог, и я заберу эту обезьяну с собой,» — кричит незадачливый ученый в ответ аборигенам Суматры, пытающимся оставить у себя на острове (со вполне гуманной целью, как выяснится позже) последний экземпляр крысообезьяны («Крысы в отместку природе изнасиловали обезьяну!»). Скоро зоолог лишится одной, а потом и второй руки — а потом и головы. Но смертоносное животное, несмотря ни на что, окажется в зоопарке Веллингтона, где укусит маму главного героя, Лайонела. Мама обходится с сыном как хороший тиран со своими подданными. Среди прочего, она запрещает ему встречаться с Пакитой — симпатичной продавщицей из овощного магазинчика. Впрочем, после укуса мама очень сильно изменится... «Безмозглые», как и вчерашний «Плохой вкус» — в первую очередь смешной фильм. «Черная комедия,» — сказал Максим Воловик (по поводу рогожкинского «Блокпоста», правда), — «редкий жанр, в котором "серьезный" режиссер может развернуться без ущерба для репутации и творческих амбиций». В рамках наполовину пародийного сюжета незаурядный эстет (заурядный эстет — неплохо звучит) Джексон использует весь свой мощный режиссерский арсенал — монтаж, спецэффекты, широкие фокусы, — и это идет картине только на пользу. «Безмозглые» — прекрасный пример авторского кино, использующего жанр как дойную корову для своих авторских примочек. Обыгрываются, кажется, все возможные horror-стереотипы, и после этого фильма вряд ли получится воспринимать остальные ужастики серьезно. «Пришло время для божественного вмешательства,» — говорит священник-каратист,
прежде чем вступить в рукопашную схватку с превратившимися в зомби хулиганами
в «косухах». У двух живых мертвецов (один из них — этот же преподобный
отец) после вполне нормального секса рождается младенец — настоящее исчадие
ада, справиться с которым можно только путем постоянного избиения — «Такой
он у меня непослушный». В качестве ultimate weapon используются газонокосилка
и кухонный комбайн. В финале, победив монстров (маму тоже), влюбленные
уходят в ночь, счастливо обнимаясь под романтическую композицию о двух
соединившихся сердцах. И, что можно считать приятной редкостью, ни единого
намека на вторую серию.
|