АРХИВ'99
2 февраля
вторник
За прошедшею неделю я, так сказать, наамериканился вдоволь. Что в Америке хорошо – это география кухни, когда вы можете отведать сегодня  - польскую, завтра – японскую, а послезавтра – русскую или китайскую, только выбирайте. С кино дело обстоит похуже, но было бы желание. Если вы любитель того же, скажем, польского кино, то вам придется заказывать фильмы либо по рекламке из польской газеты, либо ждать праздника, чтобы где-нибудь в Манхеттене какой-нибудь польский миллионер устроил фестиваль польского кинематографа. Однако вы все равно найдете, что вы ищите. Помню, я загорелся пересмотреть всего Трюффо, и что же. За месяц в моем активе было с десяток картин. Что-то случайно показывали по ТВ, что рентуешь в могущественном Блокбастере, выискивая на полочках для foreign movies свой никому вокруг неведомый интерес. 

К чему это я? Еще вчера мир был совсем закрытый, редкие вещи из, скажем, СССР могли просочиться в США. Да, да, как это нестранно, так тоже было. Идеология западных стран все эти годы холодной войны тоже боялась, боялась всего красного. Зачем? Может быть просто так, на всякий случай. На днях я побывал на просмотре уже старенького (относительно, конечно) фильма «Подглядывающий» или «Peeping Tom». Картина сделана мастером саспенса англичанином Майклом Пауэллом, который начинал еще под руководством великого Хитчкока. Своего рода ученик Пауэлл перещеголял своего маститого учителя, потому что его лента «Peeping Tom» по всем критериям выигрывает у самого известного фильма Хитчкока «Псих». Однако не все так просто сложилось у английского режиссера, так как, когда пресса, а затем и публика увидела его картину, она отвернулась, закрыв, или даже захлопнув, дверь в кино перед Пауеллом. Слишком много правды оказалось в фильме.

За несколько дней до этого я посмотрел другой «изгой», только уже отечественный, фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Этот шедевр мирового кино был признан в СССР картиной безыдейной и формалисткой, что обрекло ленту, пылится на полках 20 с лишним лет. Чем не повторение английской картины? А сколько еще таких случаев имело место. Жалко только, что в Америке это быстро все забывают, так как кишаться демократией, а примеры обратного для блюдителей свободы нежелательны. Какого же видеть в американских видеотеках порносекции и при этом фильмы с вырезанными секс сценами для лучшего рейтинга. Где логика? Ее нет. Тодд Солонтц – автор нашумевшего несколько лет назад фильма «Добро пожаловать в дом игрушек» часто жалуется в интервью для прессы, что его фильмы обречены на узкую публику фанатов авторского кино. Запретные NR (без рейтинга) американских цензоров перечеркивают широким слоям аудитории увидеть картины Солонтца –  слишком много сексуальных извращений. Последний фильм «Счастье» - как раз яркий тому пример, слишком много извращений. Но каких? Ведь они, эти ляпы, не выдумка режиссера, а маленькая правда об Америке, которая известна всем, только вот говорить о ней нужно шепотом, т.е. показывать ее в маленьком числе кинотеатров.

Что-то вроде этого происходит и с фильмом о второй мировой Теренса Маллика «На узкой линии фронта», или «The Thin Red Line». Всегда популярный Стивен Спилберг признается американскими критиками лучшим вместе со своим средненьким «Спасая рядового Раина», а безукоризненно сделанная «Линия фронта» Маллика обзывается неудачной попыткой, или что-то в этом духе. Результат – картина Спилберга собирает далеко за сто миллионов долларов, а на днях выходит снова, лента Маллика еле насобирала пока 27 миллионов за 6 недель, и о ней после Оскаров вообще забудут (в Америке).

Не будем больше возмущаться... Мной любимый сценарист и режиссер Дейвид Мамет (Испанский пленник) порадовал сообщением, что вместе с Тедом Демме будет работать над фильмом «Payback» по роману Томаса Келли. Не путайте этот проект с выходящем на днях одноименном фильмом Брайана Хелгеланда (сценариста Лос-Анджелес. Конфиденциально) с Мел Гибсоном. Кстати, на movie datebase пейбеков аж четыре. Проект Мамета и Демме будет пятым. Будущая картина расскажет о конфликтах между итальянскими и ирландскими мафиозниками в Нью-Йорке. Конфликт между этими двумя национальными группами – нечастая тема для обсуждений в Америке, так что будет интересно посмотреть на результаты. Демме признается пока, что мечтал поставить фильм по роману Келли, еще приятней это делать по сценарию такого мастера, как Дейвид Мемет. Демме известен прекрасной комедией «Beautiful Girls» 1996 года. Проект рассматривается New Line.

«Американский псих» постепенно набирает обороты. После того, как все улеглось с определением «звезды» на главную роль и кандидатура смазливого Лео Де Каприо отпала в пользу английского актера Кристиана Бейла, будущее картины быстро приближается к настоящему. Члю Севижны (помните, «Детки» Кларка и девочку, зараженную СПИДом) будет партнершей Бейла по фильму.  С определением главной рабочей силы, бюджет картины теперь упал до реальной шкалы в 10 миллионов долларов. Фильм  же рассказывает о психопате, карьериста с Уол Стрита, мучающего  и убивающего своих жертв. Он так же фанат группы Genesis и  Whitney Houston, не правда ли смешно… Сценарий основан по роману Брет Истон Эллис 91-ого года. Режиссер фильма – Мери Харрон.

И еще... на VOLOVIK.COM вы можете найти и познакомится отныне с творчеством студентов ВГИКа, в частности с моими сокурсниками.

Ну, и конечно Ким Белов не забывает о  кинодневнике и рассказывает в нем о своих последних киновпечатлениях.