АРХИВ'99
7 мая / пятница / выпуск # 57

Неделя удалась. Еще в пятницу я посмотрел (НАКОНЕЦ-ТО!) последний фильм Ларса фон Триера – «Идиоты». Это второй шедевр манифеста «Догма-95» (первый – «Семейный праздник», или «Торжество»). Приехав же в субботу утром в Таллинн, я с радостью обнаружил, что в местном Доме Кино идет третий фильм «Догмы» – «Мифуне», который только-только получил приз на Берлинском кинофестивале. Была лишь одна проблема: картина демонстрировалась на датском с эстонскими титрами. Ни того, ни другого я, конечно, не знаю, но это не могло меня остановить. 

Воскресенье. Прогулка по старому Таллинну. Ресторан. Билет за 50 эстонских крон (чуть больше 3 баксов). И я в милом зале мест на 150. Помогло же разобраться «что там и куда» то, что я знал наизусть краткое содержание фильма, поскольку уже писал о нем. (Плюс немного приобретенной уже во ВГИКе интуиции.) На следующий же день я порадовал себя шотландским фильмом а-ля «Trainspotting» – «The Acid House» по произведениям того же писателя Ирвина Уэлша. Лента включает в себя три новеллы о шотландских люмпенах. Разговаривают они с таким акцентом, что датский мне показался более понятным. Обо всех фильмах читайте здесь на следующей неделе.

«Про уродов и людей» получил главную «Нику» как лучший фильм года. Я не ожидал такого поворота, но очень приятно, что наши академики кино еще не разложились и вкус у них есть. На мой взгляд, это лучшая российская картина после развала СССР (только «Окраина» Петра Луцика может поспорить). Кстати, Луцик не получил приз за сценарий. Тот достался Брагинскому за «День полнолуния». Другие лучшие:

Актер – Владимир Ильин, «Хочу в тюрьму».
Актриса – Дина Корзун, «Страна глухих». Очень заслуженно.
Режиссер – Балабанов и Иоселиани. Последний, что называется, в качестве довеска: месье Отар давно уже не тот. Впрочем, могло быть и хуже.
Второго плана – Максим Суханов, «Страна глухих». Согласен, хотя получается, что если ты играешь не совсем нормального, то у тебя больше шансов. Помните, Ал Пачино получил «Оскар» за слепого генерала в «Запахе женщины», Том Хэнкс оказывался лучшим актером только за роли неполноценных (идиота и больного гомосексуалиста), Хоффман – за «Человека дождя»... Можно перечислять бесконечно.
Операторская работа – «Муму». Я бы дал «Уродам», ну так это я…

А вот сообщение агентства «Интермедии» на эту же тему… XII торжественная церемония вручения премии Российской Академии кинематографических искусств "Ника" за 1998 г. состоялась в Центральном Доме кинематографистов 30 апреля. Несомненным плюсом нынешней церемонии является ее хорошая организация. Причиной этому послужил прямой эфир "Ники" на канале ОРТ (телетрансляция началась через 3 часа после открытия праздненства в ЦДК), вследствие чего впервые за 12 лет мероприятие началось вовремя и не затянулось далеко за полночь. Перед вручением призов идеологу торжества Юлию Гусману пришлось поучить собравшийся в зале бомонд организованно аплодировать и радостно реагировать на любого, кто бы ни победил. "Даже если победителем будет Рабинович", - поучал Юлий Соломонович. Дисциплина была железная: входить в зал и выходить во время церемонии не разрешалось, причем этот запрет распространился даже на номинантку Дину Корзун, которая опоздала на начало первого отделения, и ей пришлось смотреть "Нику" по установленному в фойе монитору. Главный художник "Ники" Борис Краснов оказался и на этот раз верен своему излюбленному помпезному стилю: в декорациях преобладали коринфские колонны, пол был выстлан греческим орнаментом. По центру сцены располагались плиты странной формы с начертанными латинскими цифрами от единицы до двенадцати, символизирующие порядковые номера прошедших "Ник" (при определенном освещении эти плиты вызывали ассоциации с кладбищем). По сложившейся традиции в начале церемонии всегда выступает председатель Госкино РФ. Александр Голутва приветствовал своего предшественника Армена Медведева, сидевшего в первом ряду: "Армен Николаевич сделал много для "Ники", ее лауреатов и будущих номинантов". Зал аплодировал бывшему председателю Госкино РФ стоя. Основными фаворитами церемонии были три ленты: "Про уродов и людей" (режиссер – Алексей Балабанов, 7 номинаций), "Страна глухих" (режиссер - Валерий Тодоровский, 6 номинаций), "День полнолуния" (режиссер - Карен Шахназаров, 6 номинаций). В результате "Стране глухих" досталось 3 статуэтки, "Дню полнолуния" - 1. Фильм "Про уродов и людей" получил две самые престижные "Ники" - за лучший фильм и лучшую режиссуру. Примечательно, что впервые за 12 лет два фильма набрали одинаковое количество голосов: в номинации "лучшая режиссерская работа", помимо Алексея Балабанова, приз присудили еще и Отару Иоселиани за картину "Разбойники. Глава VII" (г-н Иоселиани на церемонии не присутствовал, так как находился во Франции). Алексей Балабанов поделился со сцены со всеми новоиспеченными обладателями крылатой богини победы советом: "У нас в офисе уже стояла одна "Ника", - сказал г-н Балабанов, - и когда там случился пожар, статуэтка сильно закоптилась. Я понял, что черная "Ника" выглядит лучше блестящей". В заключение праздника на экране появились отрывки из фильмов с участием актера Михаила Андреевича Глузского, удостоенного в этом году премии "За честь и достоинство". С поздравлениями на сцену вышли Иосиф Райхельгауз с актерами "Театра современной пьесы", которые несли деревянных ослика и коня. Михаила Андреевича посадили на коня и одели в костюм Дон Кихота.
 

Что еще? Давно висит рецензия на говорухинский фильм «Ворошиловский стрелок». Фильм неплохой, но слишком агитационный. Я бы не рекомендовал тратить на билет много денег, найдите более дешевый способ посмотреть. 

Японский фильм-победитель Каннского фестиваля позапрошлого года «Угорь» показывали во ВГИКе, и Ким Белов написал рецензию. Читайте.

Ну, и новости. Анжелина Джоли сыграет в картине «Танцевать в темноте» по роману Корнелла Вулрича «Вальс в темноту». Бестселлер экранизировался не один раз, среди которых фильм 1969-го года Франсуа Трюффо «The Mississippi Mermaid» с Жан Полем Бельмондо и Катрин Денев. Американский вариант, который разрабатывается в коридорах Wаrner Bros., расскажет о женитьбе богатого магната из Нового Орлеана на женщине, которая оказывается deceptive seductress (переводите сами). Режиссером фильма будет Майкл Кристофер, а съемки намечены на лето. Джоди уже работала с этим режиссером в фильме «Gia». Помимо этого, актриса недавно закончила сниматься в картине «Girl Interrupted» с Ваноной Райдер, а также уже вышел фильм с ее участием «Pushing Tin» с Джоном Кьюсаком и Билли Бобом Торнтоном.

Пока же Джоли снимается в фильме «The Invisible Circus» с Камерон Диас («Кое-что о Мери») и Кристофером Экклстоуном («Елизовета») и Джордана Брюстер (последний фильм Родригеса «The Faculty»). Драма из жизни 60-х годов расскажет о девушке-тинейджере (Брюстер), которая следует по следам европейского путешествия своей старшей сестры (Диас) и ее бойфренда (Экклстоун), пытаясь найти причину смерти сестры. Проектом занимается Fine Line,а режиссером будет Адам Брукс, хотя он, в общем-то, сценарист. И чего это все сценаристы прут в режиссеры? Не пойму…

Наконец, самая главная новость недели. Поздравляю Алексея Сашина с рождением ребенка!!! Назвали Ваней. Это в нашей мастерской первый. В ближайший вторник мы все с удовольствием выпьем за здоровье маленького. Молодец, Леша!