кино
фильмымесяца
фильмыпо алфавиту
гостеваякнига
популярныерецензии
староекино
архив'99
ссылки
билеты
саундтреки
люди
 КБ
  
Сибирский цирюльник
65
режиссер...Никита Михалков
сценарий...Рустам Ибрагимбеков
гл.роли...
Джулия Ормонд
Олег Меньшиков
Алексей Петренко
Ричард Харрис и другие.
оператор...Павел Лебешев
производство...Россия, 1999
плакат

Наконец-то Никита Михалков выставил свою картину на показ благодарномузрителю. Россияне повалили в кинотеатры, словно сегодня не 1999-й, а добрыесемидeсятые («Свой среди чужих, чужой среди своих» собрал, к примеру, 23.7миллионов зрителей). Но получилась одна загвоздка – кинематографическийопыт режиссера смешался с новым, как говорят американцы, «experience’ом»,а именно с политикой. Это и помешало «Сибирскому цирюльнику» поднятьсяна одну ступеньку с предыдущими лентами Михалкова. Однако поподробнее…

Проект фильма «сидел» у самого русского из русских режиссеров лет 10,не меньше. Одна из версий «почему не снималась картина» - не было средств.И вот со временем Никита Михалков вступает в ряды черномырдинского движения«Наш дом – Россия», проходит в думу вторым в партийном списке, получаетот Госкино нужные 10 миллионов, находит еще каких-то спонсоров и благополучнопрекращает участие во всех политических акциях, полностью окунаясь в работу.

Спустя годы мы получаем трехчасовую мелодраму за 45 миллионов долларов(в 5 раз меньше, чем стоил «Титаник»), где 70 процентов диалогов на английскомязыке, с которого для отечественного зрителя синхронно переводит сам любезныйНикита Сергеевич. Первые два часа это просто мелодрама в инт- и экстерьеренарисованной Москвы (средства позволяли), перенесенной на пленку операторскимгением Павла Лебешева. На третий час всплывает талант режиссера Михалкова,где на первый план становится грусть русской души. Это особенно получилосьв сравнении сибирских лесов и американской военной базы (до Америки, правда,не добрались – снимали в Португалии).

О чем же фильм? В Россию конца 19-го века приезжает американка (ее играетангличанка Джулия Ормонд) и тут же знакомится с молодым кадетом АндреемТолстым (его играет 38-летний Олег Меньшиков). Героиня Ормонд ищет дружбус генералом, который может помочь ее «отцу»-изобретателю (Ричард Харрис)с его детищем – передвижной пилорамой The Barber of Siberia. Это чудо техникиспособно ехать по сибирским лесам и стричь деревья, как волосы – быстрои экономично. У героини Ормонд завязывается роман с молодым кадетом и…как это часто бывает, заканчивается все очень плохо. Кадет безумно влюбленв американку, но она боится и не верит в его чувство, и ко всему прочемув женихи сексапильной Джейн (забыл сказать ее имя) метит нужный генерал(Алексей Петренко)… Спустя годы Джейн вспоминает об этой трагедии – вотвкратце, собственно, и все.

Михалков откровенно разочаровал. Сложилось впечатление, что фильм создандля западного зрителя (даже больше для американского). Откровенная подделкапод русскую дореволюционную жизнь в традиционном западном понимании (то,что называется «клюква») у режиссера получилась, но от этого фильм толькопроиграл. Выиграет же он, когда добропорядочные американцы заплатят своиденьги, и самый дорогой русский фильм окупится.

И еще. Исполнение Михалковым роли царя – факт, который наводит на мысль:не хочет ли знаменитый режиссер попытать счастье на политическом поприще?Роль величественного царя на коне в Кремле – одновременно и откровеннорекламный ход, чего бы там Михалков в свое оправдание не говорил. 

Но картину посмотрите хотя бы потому, что надо все-таки вернуть нашемубедному государству его деньги.