Idiots / Idioterne |
|
Идиоты |
|
режиссер...Lars von Trier
сценарий...Lars von Trier оператор...трое и так же Lars von Trier главные роли... Bodil Jаrgensen Jens Albinus Anne Louise Hassing Troels Lyby Nikolaj Lie Kaas и другие. производство...Дания,1998 |
Фильмы Догмы 95 совсем не так «простодушны»,
как в своих интервью пытается доказать Ларс фон Триер (читай «Искусство
кино» №12 за 1998 год). Догма-2 – «Идиоты» вышел и эмоциональным, и глубоким.
Женщина заходит перекусить в ресторан. Она заказывает салат и минералку – самое дешевое, из того что есть. Обычная женщина, только вот улыбка у нее немного странная. Если хотите ее представить себе получше, вспомните Бэс из фильма того же фон Триера «Рассекая волны» - они одного поля ягоды. Так вот, заказ ей принесли, она с удовольствием пробует салат, поднимает голову, оглядывает посетителей… И вдруг замечает, что за одним из столиков сидят идиоты – дауны. Это совсем еще молодые люди. Но они не попадают ложкой в рот! Изо рта у них текут слюни!! Они вертят во все стороны головами, корча при этом рожи!!! Они подходят к другим посетителям, чтобы познакомиться… Дальше происходит ужасное - один из даунов хватает героиню за руку и никак не хочет отпускать. Официант выдворяет идиотов из ресторана, и несчастную женщину вместе с ними – идиот держит ее крепко. Он увлекает ее в автомобиль. Но едва машина тронулась, выясняется, что молодые люди вовсе не больны головой – нет, они совершенно нормальные. Они просто играют, дурачатся, изображая психов. Героине предлагают поиграть вместе с ними. И неожиданно для самой себя она соглашается. Идиоты – есть мужчины, есть девушки – живут коммуной на рустой вилле. Все они нормальные образованные люди, каждый «в миру» имеет работу и семью, а во время отпуска собираются вместе, чтобы поэкспериментировать на себе «в поисках внутреннего идиота». Своего рода хэппининг. Для чего им это надо? Просто мир стал настолько условным, в нем столько разных табу и правил, что человека за всем этим не видно. Человек глубоко спрятал собственное «я» и не высовывается. «Внутри каждого человека живет идиот. Нужно найти его» - говорит один членов коммуны. Собственно – это закамуфлированный поиск самого себя – настоящего, а не «такого как все». Ведь дауну можно все - разбить стекло в доме на глазах у хозяина, разгромить магазин, бегать голым по улице, заниматься групповым сексом… Мир ставит человека в такие условия, что для него чтобы быть свободным – быть собой – нужно стать идиотом. По ходу фильма, под клоунскими масками добровольных психов обнаруживаются – у каждого – неудачно сложившаяся жизнь. Они - живые люди, изнывающие от условностей, от собственных комплексов, от несовершенства этого ханжеского мира, в котором у каждого маска благополучия. И для них эти игры – путь обретения самого себя. Потрясает сцена группенсекса. На фоне того, как большинство идиотов сплетаются в одном клубке, двое самых юных и чистых уединяются. Их первая близость так трогает, что хочется отвести глаза. Именно они - современные Ромео и Джульетта, а не сами знаете кто. В финале фильма героиня возвращается домой и мы открываем для себя почему она осталась в коммуне, и откуда у нее эта странность, эта улыбка. Выясняется, что у нее совсем недавно умер ребенок. Интересный поворот? Итак, она возвращается домой. Там во всех смыслах - нормально. Показное горе и разговоры, как будто ничего не произошло. Семейный ужин. Все чинно и благородно. И вдруг героиня сходит с ума. Да-да! Она не попадает ложкой в рот. У нее пузырятся слюни. А семья продолжает трапезу как ни в чем не бывало. Их не пронять ничем. Героиня уходит, естественно. Уходит, найдя своего «внутреннего идиота», обретя свободу, себя. Вспоминается «Астенический синдром» Киры Муратовой и «Три цвета: синий» Кшиштофа Кеслевского. В этих фильмах героиням, потерявшим близких, не встретились такие психи и им пришлось самим искать свой путь. Посмотрев фильм, приходишь к мысли, что анархия совсем не глупая вещь. Если бы в обществе было поменьше условий, поменьше правил обязательных для каждого, человек только бы выиграл. Хороший юмор (в фильме есть, например, человечные байкеры), удачно оттеняет пафос идеи фильма – основной для Догмы 95 - идеи бунта против современного общества. Кино чувственное, умное, настоящее – именно
то, которое хочется видеть на экране.
|
|