кино
фильмы месяца
фильмы по алфавиту
гостевая книга
популярные рецензии
старое кино
архив'99
ссылки
билеты
саундтреки
люди
 КБ
Мама
 49
режиссер...Денис Евстигнеев
сценарий...Ариф Алиев
гл.роли...
Нонна Мордюкова
Олег Меньшиков
Владимир Машков
Евгений Миронов
Максим Суханов и другие.
оператор...Павел Лебешев
производство...Россия, 1999
плакат

«Мама» - это второй российский блокбастер этого года, которому суждено было, и быть вторым, вслед за «Сибирским цирюльником» Михалкова. Сравнение со старшим братом напрашивается, но, и как Гладильщиков в «Итогах», постараюсь не вспоминать михалковский эпос слишком часто.

Первое – это история. Она вроде бы есть, а вроде бы и отсутствует. Режиссер фильма Денис Евстигнеев ее не рассказал, а вымучил, неистово повторяя, что реальный прототип картины, семья Овечкиных – это всего лишь предыстория и не более. Что же получилось?  Мама (Нонна Мордюкова) выходит из тюрьмы, отсидев кругленький срок в 15 лет за угон с сыновьями самолета. Почему она это сделала? Самый простой ответ в фильме – не было денег существовать в Москве, так как основанный ею бэнд из сыновей более не приносил нужного дохода. И вот, она вызывает своих сыновей, которых разбросало время: один в Таджикистане, другой (Машков) – альфонс на всю деревню чукчей, третий (Миронов) – мелкий сутенер во Владивостоке, четвертый перебивается на Донбассе, и, наконец, пятый, старший брат (Меньшиков), сидит в психушке. Все они собираются в столице и по воле матери собираются освободить старшего, которого не выпускает злой военный из психушки (Максим Суханов). Дальше рассказывать не буду…

Критиковать фильм – дело не благодарное, так как не хватит терпения перечислять минусы. Евстигнеев – бывший оператор и, мне кажется, туда ему дорога, потому как постановочным процессом он не владеет совершенно. Даже всегда интересная Нонна Мордюкова выглядела в картине как-то слабо и вяло, больше похожая на президента Ельцина. Кстати, сравнения ее героини с Россией приводит тот же Гладильщиков, в поисках хоть какой-то логической мысли этого фильма. Увы, ее нет, так как идея фильма – это не рассказать что-то о ком-то, а пригласить знаменитых актеров, вложить в них 3 миллиона и заработать. Нормальный бизнес, метко подмеченный у западных кумиров Евстигнеева с голливудских холмов.

Интересно, что оператором фильма был Павел Лебешев (он же работал в «Цирюльнике») и в обеих картинах играл Олег Меньшиков, причем, как и у Михалкова, в «Маме» ему пришлось несколько перевоплощаться, меняя свой возраст. Актер – единственный, кто играет своего героя в детстве и 15 лет спустя. Здесь у него, как нестранно, это получается. Браво!

Остается сказать, что наш благодарный народ «съест» и эту конфетку отечественных голливудцев. Смотря фильм, авось кто-то и вспомнит «Родню», «Председателя» или застойный концерт во дворце съездов 15-ти летней давности и, я не исключаю, может всплакнуть. Так что, особо настольгирующих товарищей  «Мама» вполне устроит.