кино
фильмы по алфавиту
фильмы месяца
фильмы по жанрам
популярные рецензии
старое кино
лучшие фильмы
интервью
архив'99
будни драматурга
люди
саундтреки
билеты
гостевая книга
DOGMA'95
 ссылки
E-MAIL
лист рассылки
поиск
volovik.com

Onegin  
Онегин
91

режиссер...
Martha Fiennes
сценарий...
Peter Ettedgui
Michael Ignatieff
по поэме "Евгений Онегин" А.С.Пушкина
главные роли...
Ralph Fiennes
Liv Tyler
Toby Stephens
Lena Headey и другие.
производство...Англия,1999
Онегин Ральфа Файнса

Кажется, я еще не видел столь успешную (имеется в виду не box-office, а общее качество) западную экранизацию какого-либо русского произведения. У режиссера Марты Файнс получилось почти все, а главное – сюжет поэмы, пересказанной в этот раз прозой, без использования множества существующих переводов на английский. 

Фильм начинается с появления Онегина в Санкт-Петербурге и его бестолковой жизни там. Умирает дядюшка, и Евгений едет в деревню, в унаследованное имение. Там он знакомится с Ленским, с Лариными, с деревенским укладом жизни, с провинциальностью… В общем, все тоже, что и у Пушкина, только немного переставлены акценты.

Перед нами рисуется Онегин Ральфа Файнса – настоящий, почти такой же, каким его придумал Пушкин. Он (Онегин, а не Пушкин) – циничный, насмешливый, с чувством собственного превосходства над окружающими, зачастую скучный, эгоистичный; любовь Татяны его тяготит. Но к финалу все меняется: маска пропадает, и любовь сжигает Онегина.

Татьяна (Лив Тайлер) в фильме очень природна. Она не блещет умом и не старается соблюдать дворянские правила (подчеркнуто сравнение с Ольгой, которая, в отличие от сестры, и танцует, и поет), но живет естественно и совсем не испорчена цивилизацией. Она верна своему мужу не потому, что считает измену грехом, а потому что ценит себя и свое Я выше всякой измены.

Картина получилась. Пусть она чем-то походит на другие костюмные драмы (можно привести в пример «Му-Му» Грымова или «Оскар и Лючинда», где играет тот же Файнс). В «Онегине» есть то самое зерно, та самая пушкинская атмосфера, узнаваемое дыхание. И если Марта Файнс где-то по-западному переборщила (скажем, с использованием вальса «На сопках Маньчжурии»), то спишем это на ее рекламное прошлое (ранее она работала на съемках рекламных роликов). В фильме можно найти множество некоторых неточностей, но грубых ошибок, сильно искажающих цельность поэмы «Евгений Онегин» нет.